Еще в последний год занятий в Московском училище Коровину довелось написать один из немногих в его жизни «светских» портретов — С.Н.Голицыной. Голицына сама была художницей-любительницей, ее муж состоял попечителем училища, и эта связь с художественной жизнью побуждает Голицыных пригласить к себе Коровина вместе с приехавшим в Москву известным шведским живописцем Цорном. Произошедший там эпизод Коровин запомнит на всю жизнь.

К. А. Коровин. Портрет С.Н. Голицыной.

К. А. Коровин. Портрет С.Н. Голицыной.

«За большим круглым столом расположились гости за чаем.

— Теперь такая живопись пошла,- говорила одна дама,- ужас! Все мазками и мазками, понять ничего нельзя. Ужасно. Я видела недавно в Петербурге выставку. Говорили это импрессионисты. Нарисован стог сена и, представьте, синее… Невозможно, ужасно. У нас сено, и я думаю везде, зеленое, не правда ли? А у него синее. И мазками, мазками… Знаменитый, говорят, художник-импрессионист, француз. Это ужас что такое! Вы вот хорошо, что не импрессионист, надеюсь, у вас их нет, и слава богу.

Я смотрю — Цорн как-то мигает.

— Да, но и Веласкес импрессионист, сударыня,- сказал он.

— Неужели? — удивились дамы.

— Да и он (Цорн показал на меня) импрессионист.

— Да что вы. Неужели? — вновь изумились дамы.- А портрет Софи написал так гладко!..

Дорогой до дома Цорн спрашивал меня:

— Это высший свет?

— Да,- говорю я.

— Как странно…

Цорн молчал. А на другой день утром он собрал свои чемоданы и уехал в Петербург и оттуда к себе в Швецию».

Из книги Н.М. Молевой «Жизнь моя — живопись…» о Константине Коровине