Еще в последний год занятий в Московском училище Коровину довелось написать один из немногих в его жизни «светских» портретов — С.Н.Голицыной. Голицына сама была художницей-любительницей, ее муж состоял попечителем училища, и эта связь с художественной жизнью побуждает Голицыных пригласить к себе Коровина вместе с приехавшим в Москву известным шведским живописцем Цорном. Произошедший там эпизод Коровин запомнит на всю жизнь.
«За большим круглым столом расположились гости за чаем.
— Теперь такая живопись пошла,- говорила одна дама,- ужас! Все мазками и мазками, понять ничего нельзя. Ужасно. Я видела недавно в Петербурге выставку. Говорили это импрессионисты. Нарисован стог сена и, представьте, синее… Невозможно, ужасно. У нас сено, и я думаю везде, зеленое, не правда ли? А у него синее. И мазками, мазками… Знаменитый, говорят, художник-импрессионист, француз. Это ужас что такое! Вы вот хорошо, что не импрессионист, надеюсь, у вас их нет, и слава богу.
Я смотрю — Цорн как-то мигает.
— Да, но и Веласкес импрессионист, сударыня,- сказал он.
— Неужели? — удивились дамы.
— Да и он (Цорн показал на меня) импрессионист.
— Да что вы. Неужели? — вновь изумились дамы.- А портрет Софи написал так гладко!..
Дорогой до дома Цорн спрашивал меня:
— Это высший свет?
— Да,- говорю я.
— Как странно…
Цорн молчал. А на другой день утром он собрал свои чемоданы и уехал в Петербург и оттуда к себе в Швецию».
Из книги Н.М. Молевой «Жизнь моя — живопись…» о Константине Коровине
Что Вы об этом думаете?