Наташа Моисеева – художник яркий, самобытный и очень широких возможностей. Ее живопись внешне чрезвычайно экспрессивна, а внутренне глубоко психологична, причем во всех жанрах; природный оптимизм причудливо переплетается с пессимистическими результатами реального жизненного опыта. Сюжеты, которые формально укладываются в традиционные рамки, в силу многозначности образов и поднимаемых проблем, эти рамки решительно разрушают.
Наталья Моисеева с одинаковым интересом обращается к различным жанрам, но ее особая любовь – это композиции с человеческими фигурами, позволяющими наиболее остро выразить свою активную гражданскую позицию, или проявить лирический темперамент.
Для этого часто используются мифологические или библейские темы. Но это не является у нее прямолинейным и буквальным пересказом известных сюжетов. Они носят характер реминисценций, даже, скорее, современной интерпретации нравственных императивов, а также их деформаций в сознании и обыденной жизни простого человека, обремененного многочисленными бытовыми проблемами.
Поэтому живописный гротеск, которым пользуется художник, очень точно передает общее состояние тревоги за исход постоянной борьбы положительных и отрицательных начал в головах и душах людей и общества в целом.
Кроме, если можно так выразиться, внутренне-протестных картин, для нее характерна и другая линия – воспоминания (чаще всего детские) и фантазии – своеобразные проявления неких утопических конструкций. В них отражается наивная вера во всепобеждающее добро и непременный happy end. Теплые чувства, нежную грусть, добрую улыбку, легкую иронию и мечтательную окрыленность несут на себе эти милые, но отнюдь не простые образы.
Это не слащавые пленэры, не батально красивые построения, не приятные во всех отношениях жанровые сцены, которые не раздражают ленивый ум и не бередят располневшую душу.
Это и не имиджевые поверхностные цитаты ветхо и новозаветных этических норм, а те самые проблемы, которые волновали и волнуют человечество с тех самых пор, когда оно стало критически мыслить. Проблемы не абстрактные, но в силу практической невозможности их окончательного решения превратившиеся за тысячелетия в некие обобщения.
Ее картины – это обостренное чувство времени и места, причем не только реальной точки в «сегодня» и «здесь», но и во всем объеме этих измерений.
Рожденные подсознанием, они возникают из причудливых снов, совмещающих воспоминания с глубоко выстраданным и, вместе с тем, фантастически преображенным собственным и общечеловеческим духовным опытом. Опытом крайне болезненным, так как инструментом является не холодный разум, а живая, страдающая от противоречий неидеального мира душа.
Светлое и темное, драматическое и лирическое, высокое и низкое – все эти конфликтные крайности сложным образом взаимодействуют друг с другом, порождая подчас необычные комбинации образов, тем, решений.
Даже в очень поэтичных и радостных картинная Натальи Моисеевой порой ощущается какой-то легкий диссонанс – предвестник возможных драматических событий; напротив, в очень трагичных, напряженных работах часто присутствует в той или иной форме, в большей или меньшей степени, позитивный импульс, некоторый элемент надежды.
В этом странном симбиозе двух противоположных качеств, проявляется постоянно протекающий процесс борьбы чувств и разума, веры и неверия, мечты и реальности.
Деструктивный характер грубого вмешательства реальной жизни, отягощенной всеми его пороками, в хрупкий мир детских грез, незамутненных мечтаний об обществе, очищенном от греха, находит свое воплощение в необычных, и, наверняка, не сразу понятных композициях и сюжетах, зачастую, казалось бы, совсем простых, а также в своеобразном пластическом языке.
Картины Натальи Моисеевой требуют очень вдумчивого отношения, большого интеллектуального напряжения, обязательной духовной сопричастности к поставленным вопросам, умения и желания увидеть за легкой метафорой то существенное, что волнует человека, что, с веками меняя форму, оставляет неизменным не нашедшее разрешения содержание.
Это, если будет позволено такое сравнение, не простая беллетристика, а серьезная философия, требующая определенных знаний и подготовки. Трудно, но без этого и в библейских притчах за внешней фабулой не удастся разглядеть серьезные нравственные формулы.
Картины Натальи Моисеевой лишены приятной и легкой вербальности, но они – настоящее пиршество для гибкого ума, для зрителя размышляющего, не прямолинейного, не скованного академическими или мещанскими догмами, сомневающегося и способного чувствовать как душевную боль, так и радость. Перед ними можно подолгу стоять, погружаясь в раздумья, постоянно всплывая в памяти они могут вызывать восхищение и отторжение, споры и лестные отзывы, но никого не оставляют равнодушным.
И это заслуга Настоящего Мастера (совпадение с монограммой художницы – НМ – совершенно случайно). Мастера глубокого, который имеет свои вполне определенные творческие принципы и не желает идти на компромиссы ради материального достатка (ох уж эта извечная проблема финансовых отношений художника и общества). Она об этом не задумывается. Она просто работает.
Сентябрь 2003г.
А.Давиденко. Наталья Моисеева — Философские фантазии. Сентябрь 2003 г.
Что Вы об этом думаете?