16.12.2014 — 01.02.2015
Радищевский музей. г. Саратов, Первомайская, 75
Открытие: 16 декабря в 16.00
На выставке произведений Натальи Моисеевой экспонируются работы, большинство из которых мы ещё не видели. Многие из них были созданы в последнее десятилетие, часть – в уходящем 2014 году. Персональные выставки художника проходили на разных экспозиционных площадках города. И вот теперь – в стенах Радищевского музея. На этой выставке Наташа раскрывается как мастер широкого творческого диапазона. В экспозиции представлены картины, выполненные в самых различных жанрах живописи: пейзажи и натюрморты, портреты и фантазийные композиции, работы на темы сюжетов Старого и Нового Заветов.
Конечно, каждая новая выставка – это событие. Представлять на суд зрителей свои произведения всегда волнительно и страшно: а вдруг не поймут? А вдруг не увидят? Безусловно, настоящий художник пишет, потому что не может без этого, потому что на этом языке он мыслит и чувствует, восхищается и переживает, любит и страдает. Для Натальи Моисеевой живопись является способом существования. Наверное, истоки такого отношения к искусству следует искать в её детстве. Как замечательно сказал маленький принц в романе Сент-Экзюпери – «все мы родом из детства…». Наташа родилась в семье талантливого живописца, мастера пейзажа – Владимира Сергеевича Кондырева. Его искусство и масштаб личности, безусловно, повлияли на сделанный ею выбор жизненного пути. Н.Моисеева сначала училась на живописно-педагогическом отделении Пензенского, затем Ивановского художественного училища. Полученные знания ей показались недостаточными, и она уехала в столицу, где поступила в Московский технологический институт на отделение художественного оформления текстильных изделий.
Достаточно долго Наталья работала в области декоративно-прикладного искусства (батик, гобелены). Её красивые, выразительные, оригинальные произведения пользовались успехом и вниманием. Однако мощному темпераменту художника было тесно в рамках данного вида искусства. Её потребность создавать предельно выразительные, обострённые, экспрессивные композиции нуждалась в другом художественном языке. Наташа «ушла в живопись», которая стала для неё наиболее адекватным способом выражения своего отношения к миру. На этом пути её ждала встреча, а затем и дружба с прекрасными саратовскими мастерами – Юрием Суриным, Рифадом Батаршиным, Юрием Пашкиным, наряду с отцом повлиявшими на её становление как художника.
Со временем, Наталья Моисеева выросла в яркого самобытного автора, творчество которого обладает узнаваемым стилем, настроением и высоким эмоциональным градусом. Продолжая линию развития искусства живописного экспрессионизма, она создаёт на своих полотнах неприукрашенный, неотретушированный мир. Хотя фантазийными, сочинёнными можно назвать большинство произведений художника, её образный мир рождается зачастую от натурных впечатлений, являющихся для автора импульсом к художественным превращениям. Наташа подчиняет объективно воспринимаемую реальность глубокому внутреннему переживанию. Манера её письма всегда эмоциональна, взволнованна. С помощью экспрессивной деформации натуры, напряженного колорита, вязкого, густого или стремительного, энергичного, но всегда предельно точного мазка, она преобразовывает реальность во имя острой выразительности, внося в свои произведения трагизм и психологическую глубину. В «Портрете отца» и ряде композиций на библейские темы, чувствуется близость искусства Натальи Моисеевой творчеству Хаима Сутина, великого живописца-трагика с нежной, открытой душой ребенка.
Свобода почти спонтанного самовыражения свойственна творчеству Натальи Моисеевой. Виртуозный стилизатор, она сознательно прибегает к эклектизму, смешивая в работах живописные стили и приёмы, с лёгкостью играя смыслами – их наложением, перетеканием, ассоциативной связью. Используя аллегорический язык, импровизируя, она творит на холстах собственную мифологию, выплёскивает на поверхность холста свой неистовый темперамент, боль и восторг. В последнее время, Наташа стала чаще обращаться к изображению реальной жизни, стала пробовать себя в жанре портрета. С большим мастерством написаны портреты Рифада Батаршина, Игоря Аскасева. Эти работы, на которых запечатлены близкие художнику люди, отмечены глубокими психологическими характеристиками.
Наталья Моисеева – мастер сложный и многогранный, свободный и независимый. Наташа не стремится заигрывать со своим зрителем, не стремится понравиться ему. Она не боится экспериментировать, не боится делать то, что считает для себя необходимым и важным, что продиктовано её внутренней потребностью творить. Не оттого ли искусство художника столь же многообразно и неповторимо, как сама жизнь…
Е.А. Дорогина. Выставка живописи Натальи Моисеевой//Новости Радищевского музея. Точный адрес статьи: http://radmuseumart.ru/calendar/exibitions/4268/
Что Вы об этом думаете?