Мой папа выпускник Саратовского художественного училища, и в детстве я слышала замечательные рассказы об этом учреждении, о преподавателях, о студентах. Это были действительно легендарные рассказы. Гуров, Гущин, Миловидов, Успенский, Кашин — фамилии преподавателей СХУ знакомы мне с детства. Все они были люди с великолепным образованием, очень талантливые, замечательные учителя. Отец рассказывал какие-то смешные или интересные случаи из их жизни или из их манеры преподавать, и в рассказах отца они оживали, приобретали какие-то человеческие характеристики, запоминались.
После окончания училища папа стал главным художником художественных мастерских в Вольске (Саратовского отделения художественного фонда). Вольск — небольшой город в Саратовской области, но отец часто бывал в Саратове и потом, уже когда мы жили в других городах, много рассказывал о нем, поэтому еще не живя в этом городе, я воспринимала Саратов как что-то родное и хорошо знакомое.
Про историю создания работы «Яблоневый сад» я много слышала от родителей. Через этот сад, заросший, полузаброшенный, проходила дорога, по которой родители обычно возвращались с работы домой.
У отца была полная занятость на работе в художественных мастерских, но когда весной этот дикий яблоневый сад начинал цвести, то абсолютно естественным желанием художника было написать всю эту красоту.
Несмотря на достаточно большой размер (примерно 100 на 60 см) работа «Яблоневый сад» была сделана за один сеанс. Мама потом с гордостью рассказывала, что вот за этим бугром, который изображен на картине, она сидела все то время, пока отец рисовал.
Весенний свет, очень молодое ощущение жизни, энергия — все это чувствуется в работе. Это было время надежд, надежд молодого художника, у которого все получится, все впереди: много живописи, много творческих побед.
Жизнь, конечно, бывает намного жестче наших молодых представлений. Творческие победы были, были удачи, было неравнодушное желание самовыражения, но еще больше в жизни отца было достаточно рутинной работы в оформиловке и монументальном искусстве, много было ответственности за свою семью, желания вырастить своих детей, чтобы они не в чем не нуждались. Живописные работы по-прежнему появлялись, но иногда, во время отпуска или во время перерывов между заказами. Конечно же внутри ощущалась неполная реализация всего таланта, который он имел. Возможно поэтому у меня есть величайшее чувство ответственности за свою живопись — я пишу как бы за двоих.
Повторюсь, что эти две работы, «Яблоневый сад» и «Зимний Саратов» — это работы очень молодого периода. Они светлые, радостные, энергичные. Такой красивый период творчества, когда, возможно, было маловато опыта, но много таланта, смелости, воодушевления.
«Зимний пейзаж» — типично Саратовская работа, она построена на тонких отношениях между небом, землей, архитектурой, на таких нюансах, не на открытом цвете.
Когда смотришь на обратную сторону зимнего пейзажа, то там обнаруживается портрет. По кратким комментариям родителей я знаю кто там нарисован, это первая жена отца, с которой он вместе учился в художественном училище в одной группе. Это был единственный портрет в нашем доме из той, другой жизни, до мамы и до меня. Этот портрет как будто из какой-то совершенно незнакомой и чужой истории, в которой конечно же было и что-то хорошее, а было и что-то плохое.
Может быть в том, что художники того времени не могли много и свободно творить, было свое преимущество — как ни странно, именно в этой ситуации появлялись работы абсолютно неравнодушные. Для тех художников живописные работы не были товаром, это было как высокое служение очень святому искусству. И это не хорошо, и не плохо, это был такой образ жизни. Иногда жизнь была с деньгами, т.к. многие из художников хорошо зарабатывали, иногда без денег, но сами люди были свободны от оценки искусства в денежных знаках, оценка была в категориях высокого искусства. Легко ли они жили? Сейчас мы ответим, что вряд ли, но художники того времени были людьми, которые могли спорить об искусстве буквально до ссор, чуть ли не до драки. Искусство было религией.
Именно поэтому сейчас перед художниками стоит ответственная задача не то что не растерять, то было сделано до них, теми людьми, а развить то, что художники того времени оставили в наследство. Ведь когда искусство перестает развиваться, оно умирает.
Текст: Наталья Моисеева
Что Вы об этом думаете?