Техника живописи маслом приобрела популярность в XV веке и долгое время считалось, что изобретателем техники масляной живописи был нидерландский художник Ян ван Эйк. Оказалось, что живопись маслом была известна уже в VI-IX веках. Для того чтобы понять насколько удивительна история этого открытия нужно вернуться на несколько веков назад на территорию современного Афганистана в окрестности города Бамиан, это на 200 км севернее Кабула.
Бамианская долина является единственным удобным проходом через горную систему Гиндукуш и поэтому служила торговым коридором и частью Великого Шелкового Пути, соединявшего Китай с западными регионами через Центральную Азию, в том числе и Афганистан.
В I—II веках в этой долине были основаны буддистские монастыри, которые населяли тысячи монахов. В скалах долины была вырублена сложная система пещер — настоящие пещерные комплексы, которые служили постоялыми дворами для паломников и торговцев.
Примерно во II веке по приказу правителя царя Ашока в скалах, которыми окружена долина, были вырублены две гигантские статуи Будды: большой Будда, высота которого была 55 метров, и маленький Будда, ростом «всего» 37 метров. Строительство этих статуй продолжалось более 200 лет. Статуи были высечены из камня и покрыты смесью из штукатурки. Штукатурка удерживалась при помощи деревянной арматуры, и именно из нее были сформированы детальные черты статуй, например складки одежды. Верхние части лиц скульптур были сделаны из дерева. Статуи были покрашены — большая статуя была покрашена кармином, а меньшая была многоцветной.
В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако новая власть с уважением отнеслась к наследию предыдущего периода истории и статуи были сохранены. На территории долины появились прекрасные мечети нового города.
Вокруг величественных статуй продолжали кипеть обыкновенные людские страсти: город просуществовал недолго и в 1221 году был полностью опустошен войсками Чингисхана, в средние века долина и практически опустевшие монастыри были известны как Кафир-кала — город неверных, статуи поражали воображение и появлялись в эпосе, например, в турецких сказках.
В XIX веке некоторые увлеченные археологией путешественники упоминают сооружения Бамианской долины в своих рассказах, а также зарисовывают статуи. Однако первые более или менее серьезные экспедиции в долину предпринимаются только в 1920-х годах.
В 1979 году в Афганистане начались вооруженные конфликты, экспедиции в долину были прекращены.
В 2001 году статуи были разрушены по приказу лидера талибов. Мировая общественность осудила решение о разрушении, против высказались представители различных религиозных конфессий, в том числе и ислама.
Статуи были уничтожены в несколько этапов в течение нескольких недель. Первоначально статуи были обстреляны с помощью зенитных орудий и артиллерии. Это нанесло серьёзный ущерб, но не разрушило их. Окончательно разрушить древние сооружения получилось только с помощью противотанковых мин, взрывчатки и ракеты.
В 2003 году Бамианская долина, остатки буддистких монастырей и статуй были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще через пять лет в 2008 году в долину отправляется экспедиция из токийского Национального института по изучению культурных ценностей, участники которой сделали невероятное открытие: оказывается, за разрушенными статуями находилась система пещер, на стенах которых было много древних росписей V – IX веков. Ученые изучили древние фрески с помощью ускорителя частиц и пришли к удивительному выводу, что роспись была сделана масляными красками, предположительно, на основе масла грецкого ореха или мака. Это самый древний пример использования в живописи такой техники из известных науке.
По мнению Йоко Танигути, руководителя экспедиции, техника исполнения фресок демонстрирует следы как индийского, так и китайского влияний, что позволяет предположить, что росписи были созданы мастерами, путешествовавшими по Великому Шёлковому пути. По её словам, дальнейшие исследования, ведущиеся в рамках проекта «Всемирное наследие» под эгидой ЮНЕСКО, позволят пролить свет не только на происхождение найденных фресок, но и в целом на экономические и культурные связи народов Древнего Востока в эпоху расцвета Великого Шёлкового пути.
В долине была сделана еще одна сенсационная находка — под толщей песка нашлась еще одна гигантская статуя лежачего Будды. Раскопки продолжаются и по предположениям ученых нас может ждать еще много удивительных открытий.
Что Вы об этом думаете?